Falcon Heavy Илона Маска
Cейчас немного улеглись страсти после фееричного запуска новой сверхтяжелой ракеты основателя компании SpaceX Илона Маска - Falcon Heavy, благополучно взлетел и отправился к МКС российский грузовик. В наступившей тишине можно спокойно говорить по существу, а не об эмоциях и чувствах.
Да - от чувств надо сразу абстрагироваться. Надо понимать, что все те дрязги и противостояние одной системы управления государством по отношению к другой аналогичной системе выносить в космос не надо. Социализм и коммунизм мы давно не строим и уже почти три десятилетия являемся капиталистической страной. В этом смысле ни Америка, ни Европа идеологическими врагами для нас не являются. А космос - пространство обширное, сложное для использования. И какого-то значительного успеха в его освоении можно добиться только сообща, а не в ссоре или конкуренции. Дружественное отношение к коллегам является не только залогом какого-либо международного сотрудничества, но и определенным условием местных успехов. То есть, относясь неуважительно к достижениям американских инженеров, европейских, китайских или японских (Индия, между прочим, тоже весьма активно в этой области движется в перед) мы создаем в собственной стране ситуацию, при которой отечественные успехи становятся еще менее вероятны, так как обвинив кого-то в "дешевом шоу или пиаре" мы сами себе повторять такой успех запрещаем, начинаем искать обходные и менее рациональные пути, и усложняем тем самым достижение собственных целей многократно.
По всему по этому моё уважительное отношение к успехам Илона Маска прежде всего полезно и собственной стране.
Итак. Ракеты существуют уже не одно столетие. Родина их - Китай. Именно там придумали пиротехнические средства, летающие за счет реактивной силы, и переносящие открытый огонь в расположение противника. Первые ракеты использовались на 99% в военных целях, и лищь на 1% в развлекательных - в виде фейерверков.
В транспортных целях реактивные технологии начали использоваться относительно недавно. И хотя основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в начале прошлого века вывел формулу реактивного движения и определил базовые ориентиры в соотношении масс - полезной нагрузки и заправленного носителя, долгое время это самое реактивное движение использовалось исключительно в военных ракетах типа Фау и Катюша, а так же в военной авиации. Над идеями полетов в космос с помощью ракет смеялись. И опомниться заставило лишь ядерное противостояние социализма и капитализма, когда внезапно оказалось, что лучший и быстрейший способ зашвырнуть атомную бомбу на территорию противника возможен как раз на ракете и через космос.
Практическая космонавтика родилась с мечтами об убийстве миллионов людей во имя красивой идеи о мировом господстве. Весьма сомнительно, что в СССР правительство выделило бы деньги на столь дорогостоящие чисто научные проекты. Не менее сомнительно, что президент США, поддержавший столь дорогостоящие эксперименты просто ради науки, сохранил бы власть до конца срока.
В основе конструкции как российских, так и американских ракет лежала немецкая военная ракета ФАУ-2, разработки немецкого инженера Вернера фон Брауна. После победы на фашисткой Германией в 1945 году советской стороне достались чертежи и оборудование лаборатории фон Брауна. Американцам достался сам фон Браун. Этим объясняется неоспоримый успех американцев в космосе: более мощные носители, в разы меньшая аварийность. СССР брал количеством стартов - запускали 10 станций или спутников, а успешно выводились и работали из них один или два. Нам по телевизору о провалах не сообщали. И мы думали, что каждый старт успешен. Но на самом деле катастроф хватало - в том числе и в пилотируемой космонавтике. Но надо отдать должное и нашим инженерам - именно корабли и станции для пилотируемых миссий у нас оказались надежнее. Но как бы то не было, на Луну мы не слетали, межпланетный космос нам фактически не покорился.
Не стоит идеализировать и американскую космонавтику. Как только СССР в качестве космического соперника сдулся, американцы свернули ряд своих программ, в том числе и часть лунной - Аполлон 18 не полетел, например. А катастрофы двух шаттлов произошедшие прежде всего не по техническим причинам, а из-за внутриведомственных и межведомственных противостояний, говорят, что и там есть над чем работать, и что лавры победителя зачастую приводят в непростительно-расслабленное состояние любого героя, и героем он быть перестает.
И можно было бы предположить, что выпадение СССР, а следом и России, из космической гонки может положить конец научной и романтической составляющей космонавтики. Останется лишь военная и коммерческая-прикладная. А куда больше? - это же таких денег стоит, а тут и на Земле проблем хватает.
Между прочим, именно о земных проблемах говорили 86% россиян в 90-х и были категорически против "выбрасывания денег в космос" - "Это ничего стране не дает! Мы уже доказали, что мы первые и самые лучше! Может хватит уже ерундой заниматься?!" И мои читатели наверняка помнят, как распоряжением Бориса Ельцина государственный праздник "День космонавтики" был упразднен, и вместо него был учрежден профессиональный полу-праздник "День военно-космических сил" - 4 октября - в честь запуска первого спутника, против первого полета человека в космос. И всем это нравилось, или как минимум практически никто не возражал.
Подобное могло случиться и в Америке - там тоже кризисы, внутриполитические и межэтнические проблемы, "11 сентября" одно чего стоило. А тут такие траты на космос при отсутствии какой-либо политической мотивации - ну, там, СССР опять обогнать - это уже не возможно, и не за чем - его и не видно, за горизонтом позади скрылся. Зачем тратить деньги на космос?
К счастью, в США такого, как у нас, не случилось. И там продолжились полеты к Марсу, Юпитеру, Сатурну, Плутону даже. Были исследованы автоматическими станциями некоторые астероиды и кометы, а американские роботизированные телескопы продолжают помогать ученым всего Мира, в том числе и российским ученым, делать самые прорывные открытия, от которых, впрочем, большинству жителей Земли ни холодно, ни жарко - это же не GPS.
Правда пилотируемая космонавтика в США после гибели двух челноков практически сошла на нет. И вот тут возник повод для взаимодействия с Россией, своих денег на пилотируемый космос у которой нет, зато есть опыт и технологии создания кораблей и станций. А у США, как раз, есть деньги. И, посмотрите, паззл собрался - мы постарались в одном, американцы - в другом. И на орбите появилась самая передовая, но главное - международная - космическая станция, к созданию которой примкнули и Европейские коллеги с японскими. Разве это не здорово?!
Оказывается, что взаимное стремление к общей цели может быть не менее эффективно, чем межвидовая конкуренция, суть которой не в достижении цели, а демонстрация превосходства, а сам космос, как цель, не нужен вовсе.
И вот, посмотрите, в какое интересное время мы живем: конкуренции нет. Но есть стремление удивительных людей совершить то, что до них не совершалось. Пока в России бытует мнение, что космонавтика может быть только государственной и с государственным финансированием, в виду крайней дороговизны затеи, в США одна за другой частные компании разрабатывают новые носители и корабли, делая их все более дешевыми и многоразовыми.
Разумеется удешевление технологии и многоразовость не создаются на пустом месте. Все это - плод технологической развитости всей страны. А поскольку Россия в технологиях (я не говорю о космических в данном случае - в технологиях вообще!) катастрофически отстала за последние пару десятилетий, то нам два этих пункта: 1. Удешевление; 2. Многоразовость; - не только недоступны, но еще и непонятны, поскольку на уровне своего развития мы всем довольны: "Есть же старые проверенные методы! Зачем изобретать что-то новое? Только из-за того, что за океаном нашелся какой-то выскочка, который вдруг решил этим заняться?"
Боюсь, что если бы рядом с нами на глобусе не было бы других стран, в нашей стране до сих пор сидели бы при лучине, а то и без нее: "А зачем изобретать? Есть же солнышко. А ежели оно зашло, спать ложись." - Я подобное до сих пор слышу от людей поколения n-1.
Но давайте же перейдем к "выскочке".
У нас же тоже были "выскочки" - Циолковский, Королев, Цандер. Последний грезил полетом на Марс и всю жизнь занимался исследованиями и расчетами на эту тему, правда жизнь оказалась коротка - в 1933 году в возрасте 45 лет он умер от тифа. Королёву выпало пожить дольше, он даже в лагере успел посидеть, но главное - Королев смог сделать тот первый технологический шаг, который вывел всё человечество в Космос. Но Королев тоже рано умер. С его смертью Советский Космос оказался обезличен. И хотя при жизни личность генерального конструктора была засекречена, тем не менее его авторитет и харизма с мощностью Ракеты Восток поднимала в высь всю отрасль.
Мы никогда не задумывались, а есть ли подобные люди-лидеры в космонавтике других стран? Кто является главным движком американского космоса? А - французского?
Там, где все налажено, где нет руководящей роли партии, но при этом не наступает хаос и всё работает как часы, и не нужен мега-лидер - "такой_как_путин" или "мао_наш_вождь" - там как-то люди сами, без вождя. Президент там выполняет роль фигуральную - он символизирует собой власть, но таковой не является. Власть - в руках деятельных людей - вместе с инициативой. Потому, что когда инициатива в одних руках, а власть - в других, это ни к чему хорошему не приводит. Инициатива оказывается наказуемой, или в лучшем случае нереализованной.
Другое дело, когда в этом общественном механизме, отлаженном подобно часовому механизму, появляется яркая талантливая и одухотворенная личность. Вот тогда - да - действительно происходит эволюционный скачок. Его мы и наблюдаем. Потому что еще недавно космические дела в США шли своим чередом - не уходили в деградацию, но и давно не радовали чем-то новым, необходимым для качественного скачка. На пилотируемой программе в NASA похоже давно поставили крест, довольствуясь российским транспортом. А лунные победы оказались в такой временной дали, что в самой Америке выросло не одно поколение людей, считающих, что с этой Луной американцы ловко всех надули. Мечты о посещении человеком Красной Планеты на этом фоне превратились в нездоровые фантазии. Еще немного, и это было бы объявлено технически не осуществимым в принципе.
Может быть Вселенной самой нужно, чтобы мы шагнули в неё, потому что иначе как объяснить, что именно в тот момент, когда развитие земной космонавтики готово было остановиться и покатиться вспять, появляется человек, который один меняет ход истории?
Вот мы и добрались до Илона Рива Маска, который родился, между прочим, не в США, и не в Канаде, как многие думают, а в Южной Африканской Республике, где провел всё детство. Уже в детские годы внимание и мечты его прикованы были к небу и он прочитал столько книг о космосе, сколько большинство из его критиков в руках не держали. Стремление к пескам и полярным шапкам Красной Планеты были с ним, кажется, с самого начала. Впрочем, нельзя вот так просто взять и построить ракету, чтобы улететь на Марс, и Илону пришлось еще много познать в жизни, помотаться по миру.
Несмотря на романтическую влюбленность в космические дали, Илон оказался весьма практичным предпринимателем, и первая его компания, открытая совместно с братом, занималась разработкой ПО для новостных агентств - обычное земное занятие. Но оно принесло $22 млн при продаже, и было сброшено подобно первой ступени ракеты, устремленной к Марсу. Второе детище Илона знают почти все - это первая в истории система электронных платежей в Интернете - PayPal. С этой ступенью Маск расстался получив еще $175 млн.
Компания SpaceX стала третьей ступенью. Между прочим, с момента ее основания до подписания контракта с NASA прошло 7 лет, а это значит, что эти 7 лет Илон Маск разрабатывал, создавал и запускал ракеты исключительно за свой счет. Он уже был близок к банкротству, поскольку прожечь пару сотен миллионов долларов на космических запусках можно куда быстрее, а прибыль может и не случиться. Но тут внезапно NASA увидело в его парадигме возвращаемых ступеней и корабле Dragon будущее американского космоса. Были и другие претенденты на NASA-вские деньги - Boeing, Blue Origin... Но тендер (как у нас говорят) выиграла SpaceX, и это стало для Илона буквально спасением, ибо он уже висел над пропастью.
И надо понимать, что заставить ракету взлетать, возвращаться и опять взлетать - это не так просто. Большинство космических ракетных двигателей одноразовые не потому, что их не удавалось вернуть обратно и вставить в другую ракету, а потому, что за один единственный акт запуска двигатель умирает - он просто выжигает себя, становится непригодным для следующего полноценного запуска. Другой момент заключается в том, что стабильно такие двигатели работают лишь на определенной номинальной мощности. Убавить их мощность, как камфорку на газовой плите, нельзя. Он либо ревет во всю дурь, любо глохнет. Нужен особый двигатель с широким диапазоном рабочих мощностей, и чтобы после выключения он гарантированно включался вновь. Он должен быть очень тонко управляем в любую секунду на любую величину.
Фактически работа над ракетами в SpaceX сводилась к двум основным технологическим направлениям: 1. разработка особого двигателя, который позволит летать многократно и будет сверхуправляемым и надежным; 2. Разработка стратегии и ПО для управления ракетой. Про маркетинговые задачи я умолчу, хотя без их решения сейчас бы мы не знали никакого Илона Маска и не разглагольствовали о его "дешевых трюках".
Для молодой частной компании в космической отрасти и первых двух задач хватило бы, чтобы зарыться с их решением и сгинуть. Но Илону удалось собрать хорошую команду разработчиков для обоих ключевых направлений и в конечном итоге представить ракету, которая могла взлетать и садиться, зависать над стартовым столом и висеть на нужной высоте сколь угодно долго. Я внимательно следил за этими испытаниями и тестами. Честно говоря не верилось, что эта тонкая "сигаретка" когда-то сможет выводить в космос корабли и спутники. Наш Союз и то "жирнее" смотрится. Но созданная таким образом и не лишившаяся в ходе доработок изящества ракета Falcon 9 оказалась одного класса с нашим тяжелым Протоном, который реальный монстр космонавтики. Правда, возвращение на Землю частей Протона - всякий раз реальная экологическая катастрофа. А ракета Илона Маска оказалась не вреднее керосиновой лампы.
Конечно, скепсиса было хоть отбавляй. "Пусть сначала докажет, что его ракета летает", "Пусть докажет, что ракета надежна", "Пусть найдет первых клиентов"...
Но, при всем при том, что успешность проекта подтвердилась по всем этим пунктам, для большинства россиян Илон Маск так и остался американским клоуном, запускающим картонные ракеты ради фейерверков. Не без участия спикеров из Роскосмоса, которые за последние пару лет потеряли более половины своих позиций в области коммерческих стартов - да, благодаря стараниям Маска, хотя именно к этому он стараний не прикладывал. Просто ракета оказалась лучше наших.
Я не хочу поднимать тему о том, почему у Роскосмоса не появилась за эти годы новая конкурентная ракета - это не столь важно. Россия - очень инертная страна и мы все делаем медленно, но мы - большие, нам - можно. Разговор же не о нас. Разговор о Илоне Маске и его ракетах.
И вот, казалось бы, цель достигнута: у тебя в кармане самая дешевая по стоимости запуска ракета, количество клиентов растет. Что бы теперь не остановиться на этом и просто собирать плоды успеха, да доделывать свой корабль, который должен через пару лет заменить российские Союзы? Нет! Илон Маск вкладывается в создание еще более мощных ракет, он анонсирует проект превращающий космонавтику в обычную транспортную отрасль, которая позволит людям перелетать с континента на континент за десятки минут вместо десятков часов. Он продолжает работать над реализацией марсианской программы и на полном серьезе собирается лететь туда лично - оказывается, побывать на Марсе - его детская мечта. Он запускает проект по созданию вокруг нашей планеты группировки спутников, раздающих бесплатный интернет...
И для всего нужны ракеты.
С появлением Илона Маска в космонавтике человечество увидело новые горизонты по возможному количеству космических стартов в год. И если раньше речь шла о единицах, максимум - о десятках стартов в год с одного космодрома, то сейчас речь идет о сотнях и тысячах стартов. Для этих целей компания строит свой собственный космодром. На нем будут взлетать ракеты, садиться ракеты, дозаправляться и улетать вновь. Еще недавно такое было уделом фантастических кинолент, но теперь становится реальностью. И ассоциируется с именем Илона Маска - во всем мире он герой, но в России - клоун и "тупой американец".
Особенно язвительные комментарии в сторону земного марсианина замелькали в рунете в связи с запуском новой ракеты SpaceX - Falcon Heavy - смешно же - запустил свою собственную машину к Марсу - это же "шоу и дешевый трюк".
Эту ситуацию хочется разобрать подробнее. И я не буду объяснять столь злобную реакцию 86% россиян на успех американской компании - она и так понятна. Но действительно, зачем все это было?
Зачем нужна ракета Falcon Heavy, когда есть тяжелый носитель Falcon 9, который эффективнее Протона?
С одной стороны, особенно тяжелых и крупногабаритный спутников сейчас практически не запускается. Современные технологии, наоборот, позволяют обходиться нано- и микро-спутниками там, где раньше летал ящик размером с трансформаторную будку. Но если вспомнить строительство Международной Космической Станции, то для вывода отдельных модулей Протона уже не хватало - их выводили системой Space Shuttle, а сейчас она уже не в строю. Легендарный носитель Сатурн 5, отправлявший астронавтов на Луну, тоже не эксплаутируется, а сверхтяжелая ракета Дельта 4 уж очень дорога, хотя ее грузоподъемность сильно отстает от Сатурна 5.
А перспективы создания новой орбитальной станции (МКС летает уже 20 лет), обитаемых баз на Луне, марсианской экспансии - это все потенциально есть, но надо чем-то рынок раскачивать.
Илон Маск уже анонсировал совершенно новую сверхтяжелую ракету BFR (расшифровывается как "Big Falcon Rocket" или "Big Fucking Rocket" - в зависимости от вашего отношения к ней), но прежде чем она будет готова, надо вернуть человечеству веру в то, что такие ракеты нужны, полезны, вполне надежны и не особо прожорливы. А тут как раз уже есть неплохо обкатанный Фалькон, который можно усилить и заставить поднять на орбиту вдвое больше, чем это делает компания Boeing на своей Delta IV, но за те же деньги. И заметьте - не против России этот "выпад" (у нас ракет этой категории нет), а как-будто против своих же американских коллег, но они что-то ни разу не назвали Маска шутом. Наверное, потому, что понимают, что всё серьезно.
Так вот:
Обкатанная технология Falcon + двигатель Merlin разработки SpaceX. И возможность связать три таких ракеты воедино и вывести фактически 3-кратную полезную нагрузку.
- Безумие! - скажете вы.
Но наверное Илон привык слышать подобное. Конечно не так просто соединить вместе 3 ракеты и заставить их работать со строго синхронной тягой, без малейшего дисбаланса, перекоса, с одновременным - миг в миг - отделением боковых драйверов, и столь же одновременной посадкой на космодром. Это было бы похоже на трюк Жана-Клода Ван-Дамма со шпагатом между двумя грузовиками - так точно надо вести ракету на самом сложном участке выведения сквозь плотные и не всегда стабильные слои атмосферы, чтобы не опрокинуть полезную нагрузку.
Но если бояться, то уж точно ничего не сделаешь. А первый старт, безусловно, самый волнительный. И во многом решающий - если Мир увидит твою неудачу, будет очень трудно суметь убедить кого-то вторым стартом, если он вообще состоится.
Надо помнить, что контракт SpaceX с NASA никак сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy не касается. NASA она пока не нужна. И разработку, создание и испытательный пуск "тяжелого Фалькона" Илон Маск оплачивает из своих собственных средств, а один только старт обходится в $400 млн.
Разумеется, ни один разработчик не станет грузить свой девайс при первом же запуске на 100%. И первые ракеты Восток и Союз летали пустыми или с габаритно-весовыми макетами - бетонным блоком под обтекателем. Бывали исключения. Первый запуск ракеты "Энергия" (которая выводила в космос корабль "Буран") был совмещен с задачей вывода на орбиту военного спутника. Вывести не удалось. Спутник упал в тайгу. По телевизору сказали, что это был габаритно-весовой макет.
Илону Маску нужно не просто запустить ракету успешно, а доказать, что эта штука в принципе летает, пусть даже и без нагрузки пока, или - с небольшой нагрузкой. Ему надо привлечь внимание всего Мира к тестовому полёту за полмиллиона долларов - иначе, а как потом убедить потенциальных клиентов, что проект интересный и успешный. Ведь если что-то аналогичное запустит Boeing, Blue Origin или Роскосмос, то он уже не окажется в приоритете. Но если Роскосмос решает свои небольшие задачи - не выпасть из обоймы выводящих на орбиту спутники компаний, то Илон Маск видит впереди колонизацию Марса, лунные базы, освоение астероидов, космический туризм и гиперпрыжки между континентами. И ему надо быть изобретательнее.
И вот тут рождается идея запуска в качестве полезной нагрузки собственного автомобиля. Во первых, это все-таки нечто симпатичное, а не безликий бетонный блок. Во-вторых, автомобиль Tesla уже давно и прочно ассоциируется с технологиями будущего, с идеями освобождения человечества от нефте-газового рабства и перехода к экологичной энергетике. В-третьих, Tesla - это тоже бизнес Илона Маска.
Тут ходили слухи о том, что Tesla убыточна, а в прошлом году особенно убыточна. Это не совсем верно. Да, действительно, расходы на разработку и обязательства сейчас превышают доход компании, но убыточность Теслы вопреки мнению недоброжелателей с каждым годом сокращается. И тенденция эта устойчива. И Tesla - долгосрочный проект, который создан не для того, чтобы уже через года сорвать куш, а для того, чтобы сделать Мир лучше - не загрязнять его выхлопными газами, избавиться от неадекватных водителей на дорогах, снизить аварийность, избавить человека от необходимости рулить всё время. И конечно соединить прорыв космический с прорывом автомобильным - идея прекрасная. Но всегда найдутся недовольные.
Вес автомобиля со всем, что к нему прилагалось для вывода на орбиту, вряд ли больше двух тонн. Это практически ничего по сравнению с заявленной грузоподъемностью FH, которая близка к 60 тоннам. И первый старт такую грузоподъемность не подтвердил, да и задачи такой не ставилось.
Какая задача ставилась? - Вывести в космос хотя бы что-то. То есть не дать ракете рассыпаться на первом этапе полета, отработать совместную работу трех мощнейших драйверов, и возврат их обратно по-возможности. Это удалось и это самое главное в прошедшем старте.
К сожалению один из драйверов - центральный - не смог вернуться штатно и разбился. Есть над чем работать.
Второй досадный косяк в том, что Тесла отправилась не совсем на Марс. То есть, орбиту Марса электромобиль пересечет, но Марс окажется в нескольких миллионах километрах от точки встречи - Тесла полетит дальше - к поясу астероидов. Имеет ли это какое-то принципиальное значение? В конце концов, Тесла - не исследовательский зонд, который должен пролить свет на давний вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?"
И пока Илон Маск и его компания SpaceX разработкой исследовательских зондов не занимается, и к другим планетам не отправляла их ни разу - нет у них такого опыта. Поэтому не удивительно, что Тесла немного промахнулась. Можно сейчас этот недочет инженерам компании простить. Ведь видеотрансляция медленно проплывающего земного шара за бортом электромобиля с бутафорным космонавтом за рулем покрывает все мелкие недоработки первого старта. Она возвращает нас к тем забытым детским мечтам, в которых мы видели себя за штурвалом космолета, высаживающихся на неизведанные просторы других планет. В этих мечтах не было войн, конкуренции, коррупции. Не было даже таких словесных конструкций, как "Роскосмос", "Сильная Россия", "Можем повторить". В мечтах будущего Мир не делился на красных и белых, или теперь уже - синих. Был один единый цивилизованный Мир, в котором люди вместе стремились вперед, помогали друг другу, а не завидовали успеху кого-то рядом и не злословили на эту тему.
Тестовый старт ракеты Falcon Heavy, со всеми присущими американскому менталитету элементами шоу, вернул нас к мысли о том, что путь в космос вполне доступен, если верить, стараться, и не распыляться на мелочность, обиды и зависть. В эпоху Гагарина многое казалось возможным. Потом пришла эпоха разочарования, но недавний старт как-будто вернул те давние надежды и веру. И нет большой проблемы в том, что столь феерично полетела американская ракета, а не российская. Там - за пределами атмосферы - кончаются государственные границы. Их, надеюсь, никогда не будет ни на Луне, ни на Марсе. И лучше всего, если они исчезнут, сотрутся в нашем сознании. И недавний старт - его успех и окрыляющие надежды дают вам в руки ластик. Стирайте границы внутри себя. Стирайте границы своих возможностей и стремлений. Пусть вы будете такими же всемогущими, как Илон Маск. Пусть Вам по плечу будут куда большие свершения.
Пусть из наших общих стремлений и возможностей складывается прекрасное будущее всей нашей планеты, а не отдельно взятой страны. Пусть этот безбрежный космос станет ближе для всех!
Ваш Андрей Климковский
15.02.2018
Дополнения:
История МКС начиналась с речи Рональда Рейгана в 1984 году о взаимодействии в космосе. В предложенной им в этой речи программе Freedom (с построением международной орбитальной станции) должны были принимать участие США, Япония, Европейские страны и Канада. И никакого СССР.
Но в начале '90 уже шедший полным ходом проект стал для них слишком неподъёмным финансово, а молодая РФ испытывала непреодолимый зуд в области применения своих новообразовавшихся коммерческих способностей и в память о своём былом космическом величии. Тем более, что существовавший уже на тот момент проект Мир-2 стал и для РФ финансово стремительно-домкратным.
Объединив усилия, летом 1992 года появился проект "Мир-Шаттл", после воплощения которого (полёты Шаттлов к Миру), родилась и идея МКС. Авторство идеи, кстати, принадлежит российской стороне, а именно двум Юрам: Семёнову и Коптеву. Кто это был в российской космонавтике - не сложно и в тырнетах погуглить. Но в 1993 договор подписывал уже небезизвестный пока-ещё-уже Черномырдин и Альберт Гор. Это был договор о создании станции "Альфа". Она же "МКС".
Понравилось. Только на орбиту Марса он и не должен был выходить. Так во всяком случае объясняли ПЕРЕД запуском энтузиасты на одно ютуб-канале.
ОтветитьУдалитьСпасибо
Да, это верно - сам Маск так говорил. Но вышло то, что вышло.
УдалитьХорошо написано. Недалекие, (в основном совкодрочеры), опять начнут брызгать слюной, не понимая, что зеркало не виновато в том, что оно показывает
ОтветитьУдалитьВопрос адекватности не стал проще за последнюю тысячу лет. Это же не технология, это - психология. А в ней пока ни одного прибора, который мог бы подправить мировоззрение человека, не изобретено.
УдалитьСпасибо, Андрюша! Повеяло мечтами, которые возможны...могут стать возможными и которые вдохновляли всех "первых":)!
ОтветитьУдалитьОчень рад твоему комментарию, Люда. На самом деле все первые тоже опирались на достижения тех, кто работал в этой области до них. Первыми мы часто считаем тех, кто сумел вспыхнуть ярко и зажечь других. В этом одном Илон Маск преуспел более кого-бы то не было в новом тысячелетии. Мы часто говорим "Уходит эпоха", но столь же часто пропускаем, как она приходит вот с такими удивительными людьми.
УдалитьВадим так клево пишет, а вот с фактурой - проблемы. "Большинство космических ракетных двигателей одноразовые не потому, что их не удавалось вернуть обратно и вставить в другую ракету, а потому, что за один единственный акт запуска двигатель умирает - он просто выжигает себя, становится непригодным для следующего полноценного запуска".
ОтветитьУдалитьНЕТ
После Н-1 все двигатели допускают многоразовое прожигание. Их так испытывают перед стартом
"Другой момент заключается в том, что стабильно такие двигатели работают лишь на определенной номинальной мощности. Убавить их мощность, как камфорку на газовой плите, нельзя. Он либо ревет во всю дурь, любо глохнет"
НЕТ
Дросселирование уже и на Н-1 было доступно
Запустить на чуть-чуть или совершить двигателем что-то на орбиту - разная степень использование. Для большинства двигателей повторное использование для выведения невозможно. Компании SpaceX пришлось для этих целей разработать собственный особый двигатель.
УдалитьНо примеры многоразовых двигателей безусловно есть - в Системе SpaceShuttle и Энергия-Буран как раз такие. Но - прошлого поколения.
Что касается стабильности и управляемости работой двигателя на разных мощностях, наверное все-таки речь о разных диапазонах мощностей.
Кто такой Вадим, я в контексте вашего комментария не понял.