Выставка «Ультрафиолет» в ЦДХ продлится до конца лета | Небольшой фотоотчет о посещении

Я уже забыл, когда я на подобных выставках бывал. Помню, что весной 2014 года я был на такой же примерно выставке и тоже приехал в первую очередь для того, что бы посмотреть работы Вячеслава Короленкова, а за одно насмотрелся вдоволь и на множество других шедевров изобразительного искусства.

В этот раз я пришел, как мне показалось, в неудачный день. Хотя, все было хорошо. Даже очень. Но: Погода хмурилась и накрапывал дождик; людей на всей выставке кроме меня было еще человек 10 (в прошлый-то раз было трудно протолкнуться); и картин было заметно меньше, а некоторые залы пустовали. Все перечисленное никак не помешало мне насладиться выставкой, наполниться миром излучаемым некоторыми великолепными полотнами. Мне удалось побеседовать с несколькими художниками. И конечно с Вячеславом мы отлично поговорили после долгого перерыва в общении.

Начну с того, что посещение экспозиции конкретного художника на выставке «Ультрамарин» бесплатное. Но в ЦДХ, где проходит и выставка «Ультрамарин» и множество других интересных акций и мероприятий, есть формальный входной билет. И администрация ЦДХ очень хочет таких билетов продать побольше - их можно понять - они тоже хотят кушать. Поэтому, если под суровым вопросом на входном турникете проявить себя неуверенно, то контролеры отправят в кассу за билетом. Но если четко и внятно сказать то, что рекомендовал сказать Вячеслав Короленков: "На выставку «Ультрафиолет» к Вячеславу Короленкову, зал №12", то суровые лица мгновенно преобразятся в доброжелательные и пропустят без дальнейших вопросов. Именно это и произошло в момент моего прибытия в ЦДХ. Но я знаю, что бывало и иначе, к сожалению.

Далее в относительно пустующих залах мне не у кого было спросить, а где же зал №12, поэтому картины Вячеслава я отыскал очень не сразу, как и его самого. Но это не плохо, так как в процессе поиска я успел рассмотреть очень много интересных работ. И буквально с первых метров путешествия по лабиринту 2-го этажа ЦДХ меня поразил пейзажист Юрий Обуховский. Знакомство с его картинами стало для меня и новым открытием, и приятной отдушиной, потому, что теплый уют средиземноморской жизни, благоухающей неукротимо-прекрасной растительностью и невероятным человеческим старанием придать своему ареалу обитания райскую ухоженность и утонченную эстетичность.

В чем-то родственными этому жанру и манере передачи настроения мне показались и очень понравились картины Ларисы Дружининой - Испания, море, жаркое до безумия лето, чего нам всем тут очень не хватает...

А в целом работы были представлены в самых широких жанрах и проявлениях живописи. Хорошей человеческой натуры было маловато в этот раз, почему-то. Зато абстракции, которую я не понимаю, было традиционно много. Причем, кое-что меня все-таки зацепило.

В хорошем смысле позабавили примеры "спортивной" живописи, хотя из четырех представленных полотен на следующем фото мне действительно нравится только одно и даже его я не решился сфотографировать отдельно.

Надо сказать, что большинство художников или их представителей не возражают против фотосъемки их картин - понимают, что ничего тут не поделаешь - все ходят сейчас с мобильными телефонами, в которых прячутся порой вполне неплохие камеры, и не удержишь каждого вознамерящегося сделать снимок на память. Но если не препятствовать этому, примеры творчества этих людей окажутся в соцсетях и просто в фотоальбомах большого количества людей. Разве это не путь к известности?

Тем не менее картины одной ошеломляющей художницы мне сделать не удалось. Её самой в тот момент не было на месте, а ее напарница предупредила, что автор фотосъемку не приветствует. Жаль, конечно. Но якобы эти же картины есть на сайте художницы и там можно посмотреть, полагаю, даже в лучшем качестве, чем мог бы передать мой фотоаппарат.

Я, конечно же, заглянул на сайт. Но именного того, что поразило меня сегодня на выставке «Ультрафиолет», я на сайте Ирины Хабибовой не нашел. Так что никак не могу поделиться своей находкой с вами. Однако, чуть позже я застал беседующей с гостями, которых она, очевидно, хорошо и давно знала. Она рассказывала о новых картинах (как раз о тех, что зацепили меня). И не вступая в беседу, а лишь осторожно прислушиваясь, я понял, что она очень просветленный человек и картины ее наполнены высокими энергиями.

Забавно, но в эпоху информационного обмена трудно что-то скрыть. И сегодня же вечером я отыскал Ирину Хабибову в Фейсбуке. Так что кое-что из ее новых работ все же увидеть можно.

Завершая круг почета я наткнулся на две удивительные абстракции. Я не понимаю этого жанра, но в совокупности с названиями этих картин, они произвели на меня впечатление. Посудите сами - «Денеб» и «Процион» - это названия звезд из созвездий Лебедя и Малого пса, соответственно. И вот посвященные им картины художницы Марии Подуевой:

«Денеб»

«Процион»

И вот, наконец, я добрался до зала номер 12, где меня меня уже заждались картины Вячеслава Короленкова. Из тех, что я видел три года назад не было ни одной. Я думаю, что множество картин невосполнимо прошло мимо меня за это время, пока я был вне мира живописи... Но вот я вновь в этом мире и могу вновь наслаждаться этим. Быть может я могу заметить какие-то перемены?

Как говорят иногда - "все перемены к лучшему" - и да, и нет. В данном случае я не могу сказать, что увиденное мною три года назад в творчестве Вячеслава Короленкова, и увиденное теперь можно как-то сравнивать. Новые картины, как новая музыка требуют длительного созерцания и проникновения внутрь изображенного на них мира. И если осознаешь, что он прекрасен, что тебе не хочется этот мир покидать, то не возникает ни малейшего желания что-то с чем-то сравнивать. Но всегда можно выделить что-то и поговорить об этом.

Из нескольких десятков замечательных картин Славы вне всякого сомнения притягивают к себе новые хиты художника. И я конечно же указал Вячеславу, за что я зацепился сильнее. И это в первую очередь «Танцовщица» - портрет девушки в странном эмоциональном состоянии, которая тут совсем не танцует. Но то, что она именно танцовщица, почему-то отчетливо передается.

А Слава в свою очередь рассказал мне историю написания этой картины, которую я здесь пересказывать не буду, а лишь сообщу, что мне очень знакомо, как порой творцу приходится трансформировать полярность энергетических потоков устремленных на него от окружающих людей или места в котором он пишет картину, что бы в итоге получилось совершенно очаровательное нечто, когда как в исходнике было совсем иное. Но в этом и задача творца - уметь превращать во благо то, что еще не успело само стать им.

Очень глубокая и теплая картина стала для меня на этой выставке важной находкой еще и благодаря своему названию: «Полет орла». И вновь на холсте на первый взгляд изображено нечто иное. Но это только на первый. С каждой минутой созерцания в этой картине ее суть проступает всё сильнее и ты уже летишь в месте с медитирующей девушкой в коротком легком зеленом платье по мирам одной ей только известным. Да - и запросто можно представить себя орлом, если это вдруг захочется. Мне это не требовалось - там, на картине, своих орлов хватает.

Должен признать, что по части красоты и изящества изображения человеческой натуры Вячеславу Короленкову на этой выставке не было равных. Это при том, что новые картины художника тяготеют к крупным и порой небрежным мазкам. Но любой образ на холсте удивительно живой и наполненный глубоким содержанием, вне зависимости от того, сколько раз прикасалась кисть к картине.

Я не могу поделиться в этой заметке всему замечательными картинами, которые поразили меня на выставке. И наверное это правильно - необъятное не объять, но можно в него нырнуть и погрузиться, раствориться в нем и столь столь же беспредельным, впитав в себя всю красоту изобразительного искусства. Поэтому, лучше всего просто взять и выбрать время, посетить эту выставку - купив билет или назвав пароль на входе в ЦДХ, благо, что выставка продолжается до конца сезона по странному стечению обстоятельств называемого у нас "летом".

Центральный Дом Художника, Москва, Крымский вал, 10. Ст.. Октябрьская.
(Осторожно. Там тоже все перекопано.)

Комментарии

А ВОТ ЕЩЕ ЧТО:

18 мая 2022 года — «Рассказы о звёздах» — книга Андрея Климковского

18 мая 2022 года — «Рассказы о звёздах» — книга Андрея Климковского