ULCAMP 2018: Лунное затмение, противостояние, звёзды

Основной целью моей поездки на IT-конференцию ULCAMP под Ульяновск было наблюдение полного лунного затмения... а точнее - проведение этих наблюдений и сопроводительной лекции для участников конференции. За несколько дней до поездки я опубликовал на Хабре статью именно на эту тему и всячески - познавательно и морально - готовился к мероприятию. В свою очередь, организаторы конференции старались содейстьвовать успешности задуманного, подготовили прощадку где-то на дальнем краю «Славянского подворья», и даже закинули удочки в направлении партнеров по части доставки телескопа для наблюдений, потому что, если на Луну глазом во время затмения смотреть еще как-то интересно, то противостояние Марса глазом уже не столь зрелищно.

Ближе к вечеру я посмотрел подготовленную площадку. Волонтеры как раз заканчивали ее обустройство и вешали баннер (который в ночной тьме вряд ли имел бы хоть какой-то смысл). У меня сложились двойственные чувства к точке наблюдений. Во-первых, обзор с неё оставлял желать лучшего. Во-вторых близость основной сцены грозила непрекращающимся грохотом выступлений приглашенных на конференцию поп-групп. И проведение лекции в таких условиях было бы очень затруднительным - у меня от природы не очень сильный голос, да и настрой попсовые песенки создают ныне не слишком космический и созерцательный. К тому же, прощадка была мала размерами. Я не знал, сколько людей придет, но лучше готовиться к худшему, то есть - к лучшему - к большему количеству участников, чем бессмысленно толпиться на пятачке, наступая друг другу на пятки.

С другой стороны, эта площадка уже была обозначена в программе конференции - в бумажном и цифровом виде - на сайте и мобильном приложении. Можно было ожидать, что даже если организаторы успеют как-то внести изменения всюду, где это возможно, подавляющее большинство желающих придут на старое место. И всё-таки - на свой страх и риск - я потребовал площадку сменить - с «Barcamp #2» на «Песчаный пляж», который и от музыкальной сцены значительно дальше, и к домику, где нас с Олегом Бартуновым поселили, ближе. И обзор с пляжа был самый подходящий.

Меня тревожили сомнения и опасения в неоправданном форсировании ситуации. А что если люди не придут к назначенному часу, и вообще не найдут в темноте новое место проведение моей лекции? - получается я зря тогда вообще летел сюда. Провалить мероприятие совсем не хотелось. И вот я - с фотоаппаратом на штативе, вооруженный лазерной указкой (той, что самолеты сбивают - очень мощной), которую дал поиграться на время лекции Олег - стою и жду публику. А её нет. Уже 5 минут, как должны мы говорить о том, что такое противостояние, по каким причинам случаются затмения... Но не с кем говорить... Я начинаю уже нервничать, а уходить - искать решения с помощью организаторов - нельзя, ведь тогда на месте встречи вообще никого не останется.

Но к 7-й - 8-й минуте от официального начала лекции я замечаю какое-то шевеление и приближения чего-то огромного, широкого, нескончаемого, надвигающегося на меня из ночной тьмы. Оказывается организаторы предполагали такой вариант и собрали публику на старом месте, а потом привели ее ко мне. И это оказалось очень много людей. Первая колонна насчитывала примерно 80 человек. Потом люди подходили и вливались в нашу аудиторию уже небольшими группами, но - с завидной регулярностью. И к началу затмения на пляже собралось не меньше сотни наблюдателей.

За ночь с 27 на 28 июля 2018 года рассказано было очень многое. Мы поговорили и о лунном затмении, которое продолжалось всё мероприятие, о великом противостоянии Марса, об устройстве Солнечной системы и её месте в нашей Галактике. Мои слушатели научились немного ориентироваться среди летних звёзд, и начав, как полагается с Большой Медведицы и Полярной звезды, мы обошли весь небосвод, а когда наступила полная фаза затмения, над нами разгорелся Млечный Путь, и многие из участников наблюдений увидели его впервые.

Над нами беспрестанно прочерчивали летний небосвод "падающие звёзды" - метеоры. К утренним часам их активность увеличивалась. И не ставя специально такой цели мы насчитали их несколько десятков. Разумеется, большую часть метеоров мы пропустили, так как сосредоточены были на другом. Но под утро нам повезло - мы увидели болид ярко-зеленого цвета, который по яркости соперничал бы с полной Луной. Но Луна в тот момент лишь пыталась высвободиться из объятий земной тени и потому сильно болиду проигрывала. Вспыхнув в районе зенита метеороид летел рассыпаясь искрами секунд 10 или больше. К моменту, когда он угас в дымке у горизонта, оставив после себя заметный след, о нем успели многое сказать. Не исключено, что километрах в ста от нас к востоку где-то в лесах выпал небольшой метеорит.

Первоначальная договоренность о предоставлении телескопа плодов не дала. И начинали наблюдать мы без оптики. Но через час-полтора наблюдений оказалось, что среди участников конференции есть такие, которые привезли небольшие телескопы для себя. И они представили их нам. У нас оказалось сразу два телескопа. Все прошло даже лучше, чем было изначально задумано. Ведь хозяева инструментов их и обслуживали. Мне не пришлось заниматься этим, тем более, что публика была очень активная, заинтересованная и на меня сыпалось множество вопросов - только успевай отвечать.

В лекторском порыве я совсем забыл (да это было и невозможно) уделить внимание фотографированию затмения. Только в самом его конце, когда Луна начала покидать тень, я решил сделать хотя бы пару-тройку кадров, чтобы показать людям, что можно снять на недорогой фотоаппарат ночью. А к этому времени вся оптика была уже мокрой от росы. И ничего путного не вышло. Конечно, именно пара-тройка снимков получилась, но чисто символически. Зато рядом со мной именно фотосъемкой происходящего занимался Олег Бартунов. Я надеюсь, что у него найдется, чем похвастаться. Всех его кадров я еще не видел. Но главный кадр, на котором запечатлен сам процесс наших наблюдений, получился у Олега просто прекрасно. Именно он и открывает эту фотогалерею. А чтобы она не была совсем пустой и малочисленной, я добавил в нее звёздные фотоснимки следующей ночи. И мне удалось довести их количество до двух десятков - есть, что посмотреть.

Надо ли говорить о том, как я устал за эту ночь. И хотя уже на втором часу лекции некоторые люди удивленно спрашивали - как я могу так долго и интересно рассказывать, мне удалось "дожить" до конца теневых фаз. А это пять часов напряженной и непрерывной лекторской работы. Сказалась практика работы экскурсоводом в Московском Планетарии. И хотя с той поры уже прошло 7 лет, некоторые вещи остаются с тобой навсегда. И это окрыляет. И всё же в домик по-утру я ввалился на полусогнутых, уснул мгновенно, проспал до обеда (нет, на завтрак я конечно встал, но потом лег опять). И восстанавливался от этой бурной ночи я наверное еще неделю. Работа лектора - очень трудная деятельность. Но я в очередной раз убедился, что это - мое. А на то, что дано свыше, оттуда же будет даны и силы, и энергия.

NEANE Records | Google Photos

Комментарии

А ВОТ ЕЩЕ ЧТО:

18 мая 2022 года — «Рассказы о звёздах» — книга Андрея Климковского

18 мая 2022 года — «Рассказы о звёздах» — книга Андрея Климковского